Бензин,дизель,газ: ЕДА автомобиля — всё о автомобильном топливе

Топливо — это горючие вещества, основной составной частью которых является углерод, применяемые с целью получения при их сжигании тепловой энергии. Вообще, формулировка «топливо» включает все вещества, которые дают при сжигании большое количество теплоты. Наиболее распространены в природе и добываются промышленным способом такие виды топлива, как нефть и нефтепродукты (керосин, бензин, мазут, дизельное топливо), уголь, природный горючий газ, древесина В данной статье мы рассмотрим различные  виды топлива, а так же его влияния на долговечность ДВС.

В качестве автомобильного топлива в наше время используется бензин, сжиженный или сжатый газ, а также дизельное топливо. И от качества топливных материалов зависит состояние топливной системы автомобиля.

 Качественное топливо должно обеспечивать следующие эксплуатационные свойства:

  •  — прoтивoизносные – oбладать хорoшей смазывающей способностью и вязкoстью;
  •  — гoрючесть и вoспламеняемость – детoнационная стойкость, температура воспламенения, концентрационные и температурные пределы вoспламенения, отсутствие жестокой работы, теплота сгорания, индикаторные характеристики;
  •  — oхлаждающие свойства – теплопроводность, теплоемкость;
  •  — прoкачиваемость – содержание ПАВ (пoверхностно-активных веществ), фильтруемость, показатели чистоты топлива, вязкостно-температурные свойства;
  •  — совместимoсть с неметаллическим материалами и коррозионная активность – вoздействие на резину, содержание серы, водорастворимых кислот, сероводорода, кислотность, воздействие на различные прокладки и диафрaгмы, герметики;
  •  — испaряемость – оценивaется  давлением насыщенных паров и фрaкционным составом;
  •  —  cклонность к образованию отложений – химическая и термическая стабильность потлива, возможность лако–,  смоло-, нагарообразования и интенсивность.

Показатели качества автомобильного топлива

Все качественные показатели топлива по ГОСТу  делятся на обязательные для отдельных видов топлив (например, фракционный состав, цетановое и октановое число, давление насыщенных паров) и обязательные для всех видов топлив (содержание механических примесей, серы, воды и т.д.).

  •  Фракционный состав определяется зависимостью между температурами и количеством топлива, которое при этих температурах перегоняется. Выражается фракционный состав в температурах, при которых начинается перегонка (tнп), перегоняется  (t20%, t70%) и заканчивается (tкп).
  •  Цетановое число – это показатель воспламеняемости топлива (если двигатель с внутренним смесеобразованием). Цетановое число определяется путем сравнения с образцом (эталонным топливом). В качестве образца выступает  смесь α-метилнафталина и цетана.
  •  Октановое число –  показатель, определяющий детонационную стойкость автомобильного топлива для двигателей с внешним смесеобразованием.  Октановое число топлива определяется путем сравнения с эталоном. Сравнивают детонационную стойкость испытуемого топлива с таким же показателем нормального гептана и изооктана на моторных установках ИТ9-6 (исследовательский метод) и ИТ9-2м (моторный метод). Обеими методами (исследовательским и моторным) позволяет определить октановое число моторная установка УИТ-65м. У жидкого топлива октановое число равно содержанию в смеси с нормальным гептаном изооктана (в процентах) у эталонного топлива, которое  равноценно испытуемому бензину по детонационной стойкости. Зачастую величина октанового числа, которое было определено  с использованием исследовательского метода на 4-10 больше, чем величина, определена  моторным методом.
  • Топливо с большим октановым числом может применяться при высокой степени сжатия карбюраторного двигателя.
  •  Кислотность показывает, сколько в топливе содержится органических кислот. Кислотность топлива является одним из показателей его коррозионных свойств.  Определяется по ГОСТ 5985-79. Выражается кислотность топлива в миллиграммах  КОН (едкого калия), который необходим для нейтрализации кислот, которые содержатся в 100 см3 топлива.
  • Давление насыщенных паров показывает наличие в топливе примесей легковоспламеняющихся фракций и растворенных газов.
  •  Содержание серы показывает, сколько содержится в сернистых соединениях топлива серы. Эти соединения после сгорания могут вызывать коррозию деталей двигателя (сернистая коррозия). Содержание в топливе серы определяется по ГОСТ 19121-73.  Это основной показатель коррозионности топлив.
  •  Содержание воды и механических примесей является обязательным для всех видов топлив и оценивается по ГОСТ 6370-83 и ГОСТ 2084-77.
  •  Наличие в топливе водорастворимых щелочей и кислот (остатки химических реагентов) свидетельствует о том, что оно предварительно проходило очистку на нефтеперегонных заводах. Такие примеси качественно определяются по ГОСТ 6307-75.

Бензин

Бензин является наиболее распространенным автомобильным топливом и используется во всем мире для питания автомобилей, мотоциклов, скутеров, лодок, газонокосилок и другой техники. Это специализированное ископаемое топливо, изготовленное из нефти. Важно также отметить, что углеводороды в бензине и углекислом газе от его производства способствуют загрязнению и смогу. Чем меньше октанового число или чем ниже сорт, тем быстрее и сильнее он горит при давлении. Внедорожники и спортивные автомобили работают лучше на плюс или премиум (более высокое октановое число), так как их двигатели производят больше сжатия топлива для лучшей управляемости. Но большинство автомобилей отлично работают на самом низком и дешевом бензиновом варианте. Вы не увидите большой экономии топлива, если выберете плюс или премиальный вид топлива для автомобиля,если завод изготовитель  рекомендует обычный вид топлива.

Дизельные топлива

Дизельное топливо – это  продукт прямой перегонки нефти. Дизельное топливо используется в дизельных ДВС.

Главными потребителями диз. топлива являются  дизельные легковые автомобили, ж/д транспорт, военная и сельскохозяйственная  спецтехника, водный транспорт и  грузовой автотранспорт. Кроме вышеперечисленных потребителей, соляровое масло (или остаточное дизельное топливо) еще используется для пропитки кожи, при термической и механической обработке металлов, в закалывающих, смазочно-охлаждающих жидкостях, автомобильных (и не только), а также в виде топлива для котельных.

Дизельное топливо (ДТ), в зависимости от климатических условий использования, принято подразделять на 3 основных марки:  А (арктическое),   З (зимнее) , Л (летнее).

  • Арктическое дизельное топливо используется при температуре окружающего воздуха до -50°С (при белее низких значениях арктическое дизельное топливо застывает). Температура вспышки данного топливного материала  25°С. Плотность не должна превышать 830 кг/м3. Арктическое дизельное топливо получают методом депарафинизации летнего ДТ, но это достаточно дорогой способ. Также можно смешать гидроочищенные, прямогонные углеводородные фракции и вторичного происхождения. По сути, арктическое дизельное топливо представляет собой утяжеленный керосин. Но керосин в чистом виде не обладает необходимыми смазывающими свойствами, цетановое число у него также довольно низкое (около 35 – 40), поэтому в арктическое дизельное топливо дополнительно вводят моторное минеральное масло (чтоб повысить смазывающую способность) и присадки, которые способствуют повышению цетанового числа.
  • Зимнее дизельное топливо изготавливают смешиванием вторичного происхождения,  гидроочищенных и прямогонных углеводородных фракций. Температура их выкипания составляет от 180 до 340°С. Застывает зимнее дизельное топливо при температуре -35°С. Температура вспышки его составляет 30°С. Также зимнее дизельное топливо могут изготавливать, вводя в летнее ДТ депрессорную присадку (она уменьшает температуру застывания топлива). Зимнее дизельное топливо можно получить и кустарным способом. Для этого необходимо к летнему ДТ добавить керосин КО или ТС-1. Плотность зимнего дизельного автомобильного топлива составляет около 840 кг/м3.
    Летнее дизельное топливо застывает при температуре всего 5°С ниже ноля. Изготавливают также  смешиванием вторичного происхождения,  гидроочищенных и прямогонных углеводородных фракций, но температура выкипания их уже составляет от 180 до 360°С
  • Газовое топливо для автомобиля

Нефтепродукты и природные газы используются в качестве сырья для производства газового топлива для автомобилей.
Побочным продуктом переработки нефти являются пропан-бутановые фракции. Их смесь представляет собой сжиженный нефтяной газ. Сжиженный нефтяной газ хранится в специальных баллонах в жидком агрегатном состоянии и под определенным давлением. Величина давления зависит от температуры окружающей среды. При температуре около 0°C давление в баллоне составляет 3-7 атмосфер. В случае, когда температура достигает 40 — 45 °С — давление может достигать 16 атмосфер. Это связано с расширением сжиженного газа при повышении температуры окружающей среды. Поэтому при заправке газового баллона необходимо оставлять небольшую паровую подушку, объем которой составляет примерно 15 — 20% от общего объема (баллон не должен быть заполнен полностью, чтобы при повышении температуры газ мог расширяться, не создавая критического давления).
Для заправки автомобилей сжиженным углеводородным газом используется жидкое топливо двух марок: летнее топливо ПБА (содержит около 50% ± 10% пропана, остальное — бутан и до 1% непредельных углеводородов, иногда могут содержаться примеси этана и метана), и зимнее топливо ПА (автомобильный пропан, содержание которого в общем объеме составляет 90% ± 10%).
Сжатый природный газ — это почти чистый метан. Метан на специальных компрессорных газозаправочных станциях сжимают и закачивают в баллон. Давление сжатого природного газа достигает 200 атм. Показатель снижается по мере расходования газа.
Основным недостатком газового топлива для автомобилей является снижение мощности двигателя по сравнению с другими видами топлива. При использовании сжатого природного газа мощность двигателя автомобиля снижается примерно на 20%, а сжиженного нефтяного газа — на 5-7%.

НАШИ УСЛУГИ ТУТ